|
English version
|
|
Психофизиологическая предрасположенность детей - жителей Урала к сохранению своего здоровья в экологически неблагоприятных условиях
В течение последних 20 лет пристальное внимание клиницистов и психологов сосредоточено на здоровом образе жизни человека как одном из основных факторов риска, приводящих к развитию и прогрессированию у него тех или иных заболеваний. По расчетам специалистов в структуре причин основных заболеваний современного человека субъективно сформированные неблагоприятные факторы образа жизни составляют до 50 – 55 %, загрязнение окружающей среды – до 40 – 43 %, ( Ю. П. Лисицын, 1998). Особое значение большинством клиницистов уделяется в настоящее время вредным привычкам пациента, его генетической предрасположенности к тому или иному заболеванию; семейным и национальным традициям, способствующим хронизации заболеваний. Вне сферы обсуждаемого круга вопросов остается психофизиологическая способность человека изменить свой образ жизни, адаптировать стиль своего поведения в соответствии с реально изменившимся обстоятельствами, в т. ч. с антропогенно измененными экологическими условиями существования. В доступной нам литературе мы не нашли работ, посвященных осознанной трансформации образа жизни людьми, находящимися в экологически неблагоприятной обстановке; а тем более работ, изучающих роль экологического образования как метода, способного видоизменить восприятие ребенком окружающей действительности и повлиять на манеру и стиль его поведения. Настоящее сообщение базируется на дипломных работах студенток факультета психологии Ур ГПУ, проведенных в 1997 – 1998 г. г. в детских дошкольных учреждениях г. г. Н. Тагил и Серов. при проведении психолого – педагогического эксперимента была составлена диагностика по аналогии с методикой изучения динамической стороны общения у детей старшего дошкольного возраста, разработанной Белкиным А. С. В процессе диагностики базового уровня коммуникативных способностей у дошкольников после математической обработки данных, выявлено детей с низким уровнем – двое, со средним – четверо, с высоким – один. Процентное соотношение составило:
В ходе формирующего эксперимента была проведена работа по развитию общения у детей. В работе использовался цикл игр – занятий с экологическим содержанием. Результаты контрольного эксперимента, проведенного после формирующих воздействий, свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Результаты повторной диагностики следующие:
Проанализировав полученные данные, и сопоставив результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно сделать следующий вывод. Уровень развития коммуникативных способностей у детей подготовленной группы повысился. Для выявления интеллектуальных способностей первоначально была использована диагностика умственных способностей Векслера. В ходе исследования были получены следующие результаты:
Для выяснения уровня экологических знаний и экологических отношений была использована "Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений" Моисеевой Л. В., Колтуновой И. Р. В ходе исследования мы выяснили, что 20% 20 % детей имеют низкий уровень экологических знаний, 20% - имеют уровень ниже среднего, 50% детей имеют средний уровень сформированности экологических знаний и экологических отношений, и только 10 % имеют уровень выше среднего. Для того, чтобы развивать интеллектуальные способности, повысить уровень экологических знаний и экологических отношений была разработана модель экологического образования (Шипова Н. А.) Эффективность модели подтверждают следующие результаты: у 30% детей, набранный показатель интеллектуального развития соответствовал высокому уровню; 40% - имеют хорошую норму интеллектуального развития; у 10% - уровень интеллектуального развития соответствовал среднему; 20% детей можно считать одаренными. Также изменился и уровень экологических знаний и отношений: 20% детей достигли среднего уровня, у 40% уровень стал выше среднего, у 40 % детей (причем одаренные) достигли высокого уровня сформированности экологических знаний и экологических отношений. Приведенные данные убедительно показывают, что психолого – педагогические приемы способны активно влиять на характер взаимоотношения ребенка с окружающим его миром, расставляя акценты и интегрально модифицируя избираемый им стиль поведения. При этом модели психолого – экологического образования активизируют преимущественно логический компонент когнитивных функций и повышают интеллектуальный уровень обследованных; тогда как экологические игры, адресуясь к эмоциональной сфере детей развивают их коммуникативные способности и расширяют диапазон общения. |
||||||||||||||||||||||||||||
© 1997-2011 УНПП "Альтаим" |
Все права на использование аббревиатуры «РОФЭС®» защищены Федеральным законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» ст. 46. Использование товарного знака «РОФЭС®» на сайтах в сети интернет может быть только с ссылкой и обязательным переходом на сайт https://rofes.ru. |