|
English version
|
|
К вопросу об адаптации к конфликтным ситуациям
Процесс приспособления заключается не только в адаптивном или преобразующем поведении человека в отношении окружающей среды. Как результат активного общения, в течение жизни вырабатываются определенные адаптивные и защитные механизмы, предохраняющие внутреннее "Я" человека от повреждающего воздействия стрессовых ситуаций, связанных с межличностным общением, которое нередко выливается в конфликт. С возрастом уменьшаются проявления юношеского психотизма, появляется определенный опыт общения и вырабатываются стандартные для каждого индивида способы выхода из конфликтных ситуаций. Внешние проявления адаптивной или преобразующей деятельности отражаются в её конкретных результатах, тогда как выявить внутренние механизмы защиты возможно только с помощью определенных психодиагностических методов. С помощью теста Томаса удается раскрыть предпочтительные выходы из конфликтной ситуации, которые наиболее часто избирает испытуемый в процессе общения. Не вызывает сомнения, что соперничество, приспособление и избегание являются непродуктивными приемами выхода из конфликта, в то время как компромисс и, в большей степени, сотрудничество, требуя, безусловно, значительных первоначальных затрат психической энергии, в конечном счете оказывают благотворное влияние на психологический гомеостазис человека и предупреждают тяжелые последствия стресса в виде развития психогенозов и невротических состояний. В течение трех последних лет нами с помощью теста Томаса было обследовано 209 лиц различного возраста, которые по роду своей деятельности, постоянно связанной с межличностным общением, часто вынуждены прибегать к психологической защите и искать выход из межличностного конфликта. Среди обследованных были преподаватели высших и средних медицинских учебных заведений в возрасте старше 40 лет со стажем работы более 10 лет (42 человека), молодые преподаватели - возраст до 40 лет и стаж менее 10 лет(37 человек), выпускники медицинской академии, проработавшие в ЛПУ 3-4 года ( 21 человек), студенты 5 и 6 курсов ( 78 человек) и студенты 3 курса (31 человек). Динамика психофизиологической адаптации выглядела следующим образом: наиболее продуктивный выход из конфликтных ситуаций выбирали студенты-старшекурсники - они отдавали явное предпочтение сотрудничеству и компромиссу, студенты младших курсов предпочитали компромисс, избегание конфликта, хотя нередко готовы были идти и на сотрудничество. Среди молодых врачей также на первом месте стоит компромисс, но вплотную за ним по встречаемости идут избегание и приспособление. Среди преподавателей , независимо от стажа работы, в ряду предпочтений на первом месте стоит избегание конфликта, далее следует компромисс и приспособление. Среди более молодых преподавателей несколько более сильны тенденции к сотрудничеству, тогда как опытные преподаватели к этому выходу из конфликта прибегают очень редко. То, что наиболее продуктивный выход из конфликтной ситуации находят старшекурсники не вызывает большого удивления, поскольку к этому времени они являются членами сложившихся и достаточно консолидированных групп, обеспечены взаимоподдержкой и достаточно уверены в ближайшем будущем. Студенты младших курсов не имеют такой уверенности и такой поддержки, чем и объясняются их предпочтения в конфликтных ситуациях. Молодые врачи вынуждены проходить определенный процесс адаптации в новом коллективе и эта напряженная ситуация сказывается на их выборе . Несколько неожиданно, но вполне объяснимо выглядит выбор выхода из конфликтных ситуаций, который предпочитают преподаватели, независимо от их возраста и стажа. То, что сотрудничество не является не только предпочтительным, но даже сколько-нибудь частым, свидетельствует о том, что демократические тенденции в высшем образовании все еще остаются в большей степени декларативными и не имеют поддержки особенно среди опытных преподавателей с большим стажем работы. |
||||||||||||||||||||||||||||
© 1997-2011 УНПП "Альтаим" |
Все права на использование аббревиатуры «РОФЭС®» защищены Федеральным законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» ст. 46. Использование товарного знака «РОФЭС®» на сайтах в сети интернет может быть только с ссылкой и обязательным переходом на сайт https://rofes.ru. |