English version
 
 
   
 
   

Уральское
научно-производственное
предприятие
"Альтаим"

Телефоны:
+7 (343) 372-20-64
+7 (922) 209-20-64 (мобильн.)

Отдел развития:
7 (950) 1961452 (мобильн.)

E-mail: alexeykai@mail.ru

 
   

ЗДОРОВЬЕ.RU

Помогите!

Каталог

каталог

Союз

Meddesk.ru

MEDdoska

Русмед

 
   

Исследование эмоционального состояния и индивидуальных психических свойств личности традиционными методами и нетрадиционным методом РОФЭС-диагностика

Глава 1. Обзор литературы

1.1. Два фундаментальных подхода в исследовании организма человека и способов его взаимоотношений со средой.

Стремление к целостному, интегральному, междисциплинарному исследованию человеческой индивидуальности. Оценка эмоционального состояния и индивидуальных психических свойств личности является одной из важнейших задач, решаемых как в общественной практике, так и в определенных естественно научных и гуманитарных направлениях. Решение любой практической задачи, касающейся человека, только тогда будет наиболее точным и полным, когда мы учитываем все многообразие условий, определяющих деятельность человека, а, следовательно, и многообразие тех индивидуальных свойств различного иерархического уровня, от которых зависит эта деятельность.

Интерес к исследованиям индивида в разнообразных системах общественных отношений породил новые психологические дисциплины и оригинальные подходы к изучению личности. Комплексные программы психологических исследований, объединяя усилия специалистов в разных областях психологии, философии, медицины и других естественных, гуманитарных и прикладных науках, стали выступать органичной частью обширных проектов, направленных на целостное изучение человека в системе его отношений с окружающим миром.

Стремление к синтезированию, интегрированию накопленных разнопорядковых знаний и разработанных концепций, обращение с этой целью к разным вариантам системного подхода - характерная черта современного состояния психологической науки. Скорее всего, в основе этой интегративной тенденции находится практически - преобразующая ориентация науки, предполагающая учет целостности своих много качественных объектов и выявление системности их детерминации. Такая ориентация в плане взаимосвязи, как отдельных наук, так и выделившихся внутри них областей требует поиска принципов синтезирования знаний, соотнесения новых понятий с уже существующими, уточнения значений терминов, перенесенных из одних областей науки в другие.

То, к чему Западные научные течения пришли к концу XX столетия и, что из-за инерционности классических западных естественнонаучных направлений практической деятельности остается до конца непризнанным, имело и имеет место быть на Востоке. Поэтому, начиная любую практическую деятельность, каждый человек должен отдавать себе отчет в том, на каком теоретическом фундаменте она выстроена.

В принципе, таких фундаментов может быть два. Это западная традиция, в которой человек рассматривается как набор элементов, ведущих постоянную борьбу за выживание в окружающей среде и восточная, где человек это многоуровневая система взаимно обуславливающих структур не противопоставляемая природе, а непосредственно с ней отождествляемая.

В медицине западный подход привел к специализации. Человека словно разделили на множество составных частей. Диагноз, а практической медицине известно свыше 10 тысяч синдромов и нозологических форм, основывается на исследованиях в автоматизированных лабораториях. Некоторые хирургические процедуры и те автоматизированы. Прогрессивная по своей сути специализация врачей привела, однако, к неизбежному сужению врачебного мышления. Многие врачи смотрят теперь на свою профессию узко - могут проанализировать симптомы, поставить диагноз, назначить лечение. Такую деятельность, основанную на механическом понимании человека, легче поставить на поток, что успешно реализуется в западной медицине. Сформировался, так называемый, локальный подход к болезни, когда не учитывается связь заболевания любого органа с общим состоянием организма.

Страдающий человек становится поочередно пациентом врачей разных специальностей, каждый из которых лечит "свою болезнь", в то время как она у больного одна.

Несомненно, что узкая специализация - естественный этап развития западной традиции. На данной ступени ее развития, наверное, нет врача, способного одновременно оказать квалифицированную помощь в качестве окулиста и отоларинголога, уролога и невропатолога. Однако еще Сократ указывал: "Хорошие врачи говорят, что невозможно лечить одни глаза, необходимо в то же время лечить и голову; равным образом не имеет смысла лечить голову, не используя в то же время всего тела".[59] В психологии наблюдалась подобная картина. Нейродинамические и психодинамические свойства в (психологической) школе Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына изучались вне связи с направленностью личности и свойствами характера. Направленность личности и мотивы изучались в школе А.Н Леонтьева вне связи с нейрофизиологическими и свойствами темперамента.

В настоящее время, мир пришел в зависимость от условий своего существования. Главное условие здесь - это отношение "человек - природа", демонстрирующее уровень развития цивилизации. И если Запад традиционно противопоставлял человека природе, то Восток всегда подчеркивал неразрывность и взаимообусловленность этих составляющих.

Человек, мир, природа - единая система, подчиняющаяся единым законам эволюции, живой организм, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Сама возможность не только "разумного", но и гуманного человека предполагает всю полноту знаний, выработанных на протяжении человеческой истории. Это обязывает нас с особым вниманием отнестись к малоизученным восточным учениям о человеке. Мы не можем судить о культуре, не имея представления о традиционной модели мира, которая лежит в ее основе и выступает как некое формообразующее начало в любом виде человеческой деятельности. Представление о мире складывается на основе мышления. Восточное мышление принципиально отличается от западного. Вот что писал об этом К. Г. Юнг известный психолог, долгое время изучавший восточную традицию: "То, что мы называем случайностью, для этого своеобразного мышления является, судя по всему, главным принципом, а то, что мы превозносим, как причинность, не имеет почти никакого значения... Их, видимо, интересует сама конфигурация случайных событий в момент наблюдения, а вовсе не гипотетические причины, которые, якобы, обусловили случайность. В то время как западное мышление заботливо анализирует, взвешивает, отбирает, классифицирует, изолирует, восточная картина момента все сводит к незначительной детали, ибо все ингредиенты и составляют наблюдаемый момент... Этот принцип назвали синхронностью... и он диаметрально противоположен нашей причинности". [35.]

Говоря другими словами, если западный человек модулирует мир в понятиях и формулах, то восточный - в образах. Традиционная восточная картина мира непротиворечива, ее можно охарактеризовать словами: "одно во всем, и все в одном". Единое пронизывает все вещи, это единый путь мира и каждой вещи в отдельности. Поэтому и нет разделения мира на человека и природу. Задача исследователя - ощутить свое единство с миром, схватить нечто в его проявленной, преходящей форме и одновременно в его вечной, истинной природе.

В конечном итоге, развитие естественнонаучных и гуманитарных направлений деятельности на Западе приводит к пониманию необходимости объединения в системы различных научных подходов о строении человека, его физиологических и психических структур.

Одним из результатов деятельности этих научных направлений стала разработанная под руководством российского психолога Мерлина В. С. система "интегральной индивидуальности человека" [59.]. В которой, в результате научного теоретического обоснования и эмпирически подтверждённых исследований выявлен, системный подход к анализу строения человека, генерируемых им психических функций и способов взаимоотношений его со средой. Система представляет собой многоуровневую организацию, состоящую из физиологических и психологических структур, имеющих многовариантные внутренние и внешние связи.

Неразрывность физиологических структур организма человека и генерируемых им психических функций очевидна, ибо любая концепция, претендующая на объяснение принципов организации поведения человека должна быть сопоставима с анатомическим строением организма, поскольку и поведение, и тело человека формировались в русле единого эволюционного процесса.

Поиск морфологического подтверждения различных психологических свойств осуществляется на Западе с начала XX столетия. Сто лет назад была предложена первая физиологическая теория эмоций, которая вошла в науку под названием периферической теории Джеймса-Ланге. В трудах И. П. Павлова мы находим указания неразрывной связи эмоций и мозговых механизмов. [69.] Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшихся у Павлова с врожденными безусловными рефлексами. Однако И.П. Павлов писал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных даже сложнейших, даже жизненно важных безусловных рефлексов.

Павловскую идею рассогласования заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним, мы встречаем в различных модификациях у ряда авторов. По мнению Хоуджа, эмоции возникают в момент, когда высшие мозговые центры не могут обеспечить адекватный ответ на воспринимаемую ситуацию или когда существуют сомнения относительно возможности эмоционального ответа. По его мнению, сила эмоциональной реакции обратно пропорциональна возможностям высших центров мозга. Близкие теоретические представления позднее развиты Хеббом. Реакция страха основывается, скорее, на рассогласовании в работе коры головного мозга, чем на собственном сенсорном восприятии обстановки. Результаты систематических экспериментов с разрушением различных структур, относящихся к лимбической системе, позволили Арнольду утверждать, что эмоции возникают под влиянием активизирующих команд из коры головного мозга. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина непосредственно связана с его более общей теорией функциональной системы поведенческою акта, по которой эмоции обнаруживаются при рассогласовании в деятельности модели функциональных процессов.

По данным Г. Хидена, Дж. Мак-Коннела, содержание и молекулярные изменения рибонуклеиновой кислоты связаны с долговременной памятью. Содержание астероидов крови в моче, алкалиновых солей, гиппурической кислоты в слюне, моче, по данным, приводимым Г.Айзенком, связано с нейротизмом и эмоциональностью. Содержание оксигемоглобина в крови, по данным И.М. Палея и К.Д. Шафранской и Г.И. Акинщиковой, связано с экстраверсией - интроверсией. Опыты Преображенской доказывают и то, что степень эмоционального напряжения оказывает влияние и на потребностно-мотивационный фактор. Мотивация, по мнению современных ученых, является физиологическим механизмом активирования хранящихся в памяти следов (энграмм). Данное высказывание подтверждается многочисленными опытами ЭА Асратяна. Анализируя научную литературу о теориях эмоций, А. С. Батуев делает выводы не только о отражательно-оценочной функции эмоций, но и, об их регуляторном значении в физиологических процессах организма.[47.]

Во взглядах всех этих авторов прослеживается мысль о неразрывности физиологического и психического в человеке, и предполагается идея о разработке концепции, претендующей на объяснение принципов морфо-анатомической организации поведения.

Принципы квантовой механики вынуждают все большее число физиков пересматривать, как будто бы, прочно установленные отношения между пространством и временем, причиной и следствием, субъектом и объектом. Исследователи заметили, что даже сам факт наблюдения за частицей изменяет ее поведение. По мнению некоторых психологов, этого достаточно, чтобы снова поставить вопрос о связях между мышлением, то есть психической функцией, и материей, надо понять, наблюдаем ли мы саму материю или только наш собственный человеческий опыт.

Таким образом, признавая энергетическую природу человека, наука, все больше находит подтверждений достоверности методам диагностики и лечения древними восточными врачебными направлениями, основанными на понимании строения человека как "сосуда наполненного живой энергией, циркулирующей по его органам". Где отсутствие техники проникновения в различные спектры излучений живого организма заменялось философскими представлениями о строении окружающего мира и места человека в нем. Что во многом находит подтверждение в современных представлениях о строении человека и его взаимоотношениях с окружающим миром. На данном этапе развития медицинской науки и практических применений различных методов реабилитации - энергетические и биорезонансных характеристики организма человека заняли значимое место в системе физиологического строения организма человека и, зачастую, в иерархической структуре ставятся перед нейродинамическими уровнями, как более тонкие и чувствительные к воздействиям окружающей среды. Поэтому они могут оказаться тем связующим звеном, тем субстратом, который объединит физиологические структуры организма человека c генерируемыми им психологическими функциями в иерархической системе "интегральной индивидуальности".

На сколько можно доверять предлагаемой системе энергетических биорезонансных свойств организма человека?

До сих пор, в классической западной медицине преобладает прагматический подход к изучению структур организма - необходимость получения морфологического подтверждения всех физиологических характеристик. Поэтому восточное медицинское направление по диагностике и лечению человека через его меридиональную систему мало признавалось, в связи с отсутствием морфологического подтверждения энергетических каналов организма человека. Однако, морфологическое подтверждение меридиональной структуры человека найдено специалистами классической западной медицины и теоретически доказано её возникновение. Кожа и нервная система имеют общее эктодермальное происхождение. Связь внутренних органов с нервной системой, а через неё и с кожей обеспечивается врастанием элементов нервной системы в развивающиеся органы. По мере роста и развития плода эти связи из "точек соприкосновения" вытягиваются в "каналы связи", которые обеспечиваются внутри - и межорганными взаимоотношениями, развитием кровеносных и лимфатических сосудов с их нервными сплетениями. По мнению R.Fиуе эти пути назывались древневосточными врачами "жизненными линиями". [8.] Помимо явной связи биологически активных точек (БАТ) с нервными проводниками доказана их морфофункциональная специфичность: наличие рыхлой соединительной ткани, густая сеть чувствительных нервных окончаний, скопление тучных клеток, особые биофизические характеристики (электропроводность, напряжение кислорода температура) и пр. Западный практицизм находит ответы многих неразрешимых задач, вставая на точку зрения восточно-философского подхода. Аналогично, ортодоксальные "восточники" получают подтверждение своего миропонимания через эмпирически подтвержденные гипотезы западных практиков. Синтез этих двух огромных пластов знаний дает, на наш взгляд, рост новому мировоззренческому направлению многоуровневого, системного подхода в изучении человека и способов взаимоотношений его со средой.

 

<< Назад Далее >>
   
Рейтинг@Mail.ru
 
© 1997-2011 УНПП "Альтаим"
Все права на использование аббревиатуры «РОФЭС®» защищены Федеральным законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» ст. 46. Использование товарного знака «РОФЭС®» на сайтах в сети интернет может быть только с ссылкой и обязательным переходом на сайт https://rofes.ru.